Регулировка клапанов

Для чего нужна регулировка клапанов

Клапаны осуществляют впуск рабочей смеси или воздуха в дизельных моторах и самых современных бензиновых двигателях с впрыском топлива непосредственно в цилиндр. Также через них выпускаются из цилиндров отработанные газы (ОГ).

Если тепловой зазор клапанов мал, они не садятся в свои седла. Из-за негерметичности клапанов в цилиндрах падает рабочее давление, снижается мощность мотора. Помимо этого, ухудшается отвод тепла от тарелок клапанов к седлам, по причине чего возможен перегрев их рабочей поверхности.

При увеличенных тепловых зазорах ГРМ (газораспределительный механизм) начинает работать с ударными нагрузками и повышенной шумностью в приводе клапанов. Из-за большого зазора между кулачками распределительного вала и толкателями клапанов последние открываются не полностью. По этой причине ухудшается наполнение цилиндров воздухом и отвод из них ОГ. Это опять же приводит к снижению мощности мотора, ухудшает его экономичность и экологичность.

Чтобы мотор всегда работал с максимальной отдачей, его изготовители либо устанавливают гидрокомпенсаторы зазоров клапанов в привод ГРМ, либо предусматривают регулировку тепловых зазоров через определенный пробег автомобиля. У старых карбюраторных авто регулировать клапаны нужно, как правило, через 10 000-15 000 км пробега. У более современных моторов пробег до регулировки клапанов увеличен до 30 000 км. У многих двигателей последних лет выпуска межсервисный пробег до регулировки тепловых зазоров достигает 100 000 км.

Процесс регулировки сильно отличается в зависимости от времени выпуска двигателя. Чем старше мотор и меньший межсервисный пробег, тем проще процесс регулировки. И наоборот, чем свежее конструкция двигателя и больше рекомендованный до регулировки клапанов пробег, тем сложнее эта операция.

Работа по регулировке на любом моторе начинается со снятия клапанной крышки. Также общим условием для всех двигателей (за редким исключением) является проверка зазоров и их регулировка на полностью остывшем моторе.

У двигателей с нижним расположением РВ (распределительного вала) КВ (коленчатый вал) и РВ для начала выставляются по заводским меткам. При этом поршень первого (реже четвертого) цилиндра находится в верхней мертвой точке такта сжатия. Т.е. клапаны в этом цилиндре закрыты, у них можно проверять зазор. В моторах с нижним РВ в приводе клапанов предусмотрены коромысла, одним концом опирающиеся на клапан, а другим через толкатель на кулачок РВ. На концах, опирающихся на толкатель, предусмотрены регулировочные болты с контргайками. Замеряя при помощи плоского щупа зазор между торцом клапана и коромыслом, откручивая или закручивая регулировочный болт, добиваются нужной величины этого зазора. После регулировки зазоров в 1-м (4-м) цилиндре КВ проворачивают на 180 градусов и регулируют клапаны в следующем цилиндре по порядку их работы. Порядок работы самых распространенных рядных четырехцилиндровых моторов 1-3-4-2. Встречаются двигатели (ЗМЗ 402) и с порядком работы цилиндров 1-2-4-3.

Регулировать зазоры у моторов с верхним расположением РВ (а это все современные двигатели) можно начинать с любого цилиндра. Т.к. у них кулачки РВ хорошо видно, то можно начинать проверку и в случае необходимости регулировку с любого клапана, к которому кулачок распредвала повернут тыльной стороной. Чаще всего в таких моторах тепловые зазоры регулируются шайбами различной толщины, вставляющимися в толкатель клапана. Но есть моторы с коромыслами и регулировочными болтами с контрагайками (Renault Logan, Daewoo Matiz).

В последнее время конструкторы увеличили пробег между регулировками тепловых зазоров до 100 000 км. В моторах с такими межсервисными пробегами зазоры клапанов регулируются непосредственно толкателями разной толщины. Т.е. из конструкции привода клапанов исключены регулировочные шайбы. Но для замены толкателей при регулировке зазоров нужно снимать распределительные валы (Chevrolet Cobalt).

Вот коротко о том, что собой представляет регулировка клапанов.

Обращайтесь к нам, и все проблемы с вашим автомобилем мы решим быстро, гарантируя отличный результат.